Заметки о рознице

Розничный бизнес живой и многообразный. Магазины меняются, подстраивают свой ассортимент и сервис под запросы покупателя. Я часто бываю в разных городах страны и вижу, как эти изменения происходят. Может быть, стоит делиться своими наблюдениями? Подумала я и решила на сайте открыть РИТЕЙЛ БЛОГ. Меня часто просят написать в журнал или на сайт провайдера статью и обычно я отказываюсь, так как формат обязывает, а времени обычно не хватает. А здесь моя территория, можно добавлять короткие заметки и фоторепортажи прямо по ходу.

Под Новый год подарки нужны всем!

Для корпоративного журнала Компании «Красный Куб» 2007г.

Новый год – удивительный праздник! Он сохраняет свою сказочность и притягательность для взрослых уже людей многие годы. Этот декабрь будет третьим в моей работе в компании. И у меня, да, наверное, и не только у меня, есть такое ощущение, что в это время вся страна идет в «Красный Куб», чтобы купить подарки всем близким и друзьям. Конечно, такая популярность приятна! Она – результат работы нескольких лет и многих и многих людей в компании.

Декабрь – время проявления нашей популярности и успешности на рынке подарков.

Декабрь – время сумасшедшей интенсивности работы.

Декабрь – очень прибыльный для компании период.

Декабрь – месяц, когда хорошо заработать может каждый сотрудник розницы.

Декабрь – как лакмусовая бумажка, когда от каждого управляющего магазинами «Красный куб» требуется проявление по максимуму его организаторских качеств, стрессоустойчивости и желания заработать.

Как организовать процесс торговли так, чтобы как можно больше покупателей сделали покупки именно у нас, остались довольны, чтобы планы по обороту магазинами были выполнены и перевыполнены? Как правильно управляющему организовать работу в магазине?

«Цифры»

Задайте себе вопрос: какой оборот был у моего магазина в прошлом году? Мы считаем в $, курс за год изменился… с учетом инфляции и роста курса, перевыполнение прошлогоднего показателя на 16% - будет просто фактом того, что вы снова взяли ту же планку. Посмотрите прошлогодние данные: какой был средний чек в вашем магазине, сколько покупок было сделано? Сколько чеков выбивали в августе – сентябре этого года на одной кассе? Умножить их на три, а единицы товара в каждом чеке умножить примерно на пять, так можно будет получить примерное количество товара, % от плана продаж, которое может обеспечить одна касса. Сколько касс у вас стояло в зале в прошлом году? Еще пару моментов нужно учесть: задачу на уменьшение очередей, физическая возможность разместить дополнительные кассы и стоимость дополнительного узла расчета. Готовы ли вы перевыполнить прошлогодние показатели? Интересная тенденция, что 60% общей выручки декабря магазин делает в последнюю декаду. Чтобы знать, как близко вы идете к показателям – рассчитайте ежедневные планы продаж!

«Набор дополнительного персонала»

Конечно, чтобы обеспечить такую интенсивную работу, Компания привлекает дополнительных сотрудников в этот сезон. Это может быть заранее обговоренные условия – что работа временная, а может быть, и с расчетом на то, что после нового года будет какая-то ротация и человеку могут предложить работать в основном составе или перейти во вновь открываемый магазин. Вопрос о смене персонала особенно в Москве и в Санкт-Петербурге стоит очень остро, поэтому дополнительные люди лишними не бывают. Сейчас, в преддверии Нового Года, мы набираем дополнительные 30 - 50% персонала. То есть, если обычно в магазине работают 8-9 человек, то ближе к Новому году сотрудников должно быть не меньше 12. Подбором дополнительного персонала стоило заниматься в октябре – ноябре, чтобы в декабре быть, как говорится, во всеоружии. Особый ритм у нас в последнюю декаду декабря, и очень важно, чтобы все работало как часы: поставка товара, прием товара, выкладка в зале и складирование на складе, порядок в магазине, красота в магазине, минимум очередей и конфликтных ситуаций. Заранее спланируйте график работы своих продавцов, кассиров, стажеров и свой собственный - тоже!

«Привезли товар»

Как и в прошлом году, с начала ноября все магазины уже получили новогодний товар, украсили елки и запустили новогоднюю торговлю. Если летом поставки в региональные магазины были один раз в десять дней, то с сентября уже один раз в неделю, а в декабре, может и чаще требуются в некоторые магазины. Частота поставки и ее объем зависит от нескольких вещей: насколько высокая скорость продаж в конкретном магазине, сколько дней уходит на транспортную доставку, какая площадь у склада, возможна ли ночная приемка товара? Скажем, если осенью в магазин приходило в среднем 50-60 коробок за раз, а в том же декабре объем доставок будет по 150 коробок. И при этом, приемку товара нужно делать очень быстро. Возможно, что ускорить процесс поможет система сканированной по-коробочной приемки, есть вероятность, что в декабре она начнет действовать. Вопрос с подсортировкой и дополнительным заказом – непростой. Наши специалисты в департаменте управления товаром говорят, что стараются учитывать запрос конкретного магазина, но не всегда это оказывается возможным: то конкретный товар уже закончился, то его на остатке немного, а хотят все и побольше. Приоритеты как ставить? То расчет сделали на одну сумму, а склад собрал и отправил 80%. Что-то не нашли, что-то не совпало в базе. Те, кто работал в прошлом декабре, помнят, что под самый праздник новогоднего ассортимента на подсортировку было уже немного. Мне звонили 27 – 28 декабря, говорили: нам бы еще! Но тут вступает другой интерес……. Новогодний товар, который магазин не продаст в декабре и не распродаст на январской распродаже – вернется на склад. Его нужно год хранить! А это деньги и немалые, и в самом товаре – замороженный капитал и на хранение нужно тратить. Вот и ищем баланс.

«ккм1, ккм2, ккм3…»

Готовность к сезону – это еще и готовность техническая магазина пропустить через себя такой объем. Сколько касс нужно вашему магазину, вы видимо уже посчитали. Как организовать работу кассиров, как делать передачу касс при смене одного кассира другому в течение рабочей смены? Чтобы успевать не только чеки пробивать, но и упаковывать товар, улыбаться и отвечать на вопросы покупателей? Где будут находиться открытки, что предлагать покупателям на сдачу, как обустроить пространство внутри кассового стола и за спиной кассира? Над этими вопросами вы, видимо, тоже уже задумывались. Устают не только люди, но и техника. Каждому кассиру стоит знать, куда звонить и какой помощи ждать в случае неполадок. Если нужно – получите дополнительную консультацию по взаимодействию с «serves desk». (тел.555 или 777). Особенно призываю к этому управляющих в регионах. Несколько месяцев назад система работы 555 изменилась, а коммуникации «региональный магазин – сервис ИТ-поддержки» не работают теперь уже со стороны магазинов.

«Подарочные карты и корпоративные клиенты»

Новогодние праздники – хороший повод для увеличения спроса на Карты желаний и подарки для сотрудников. Проверьте сами себя и своих продавцов, что вы помните обо всех нюансах, связанных с продажей карт, скидок крупным покупателям – подарки для сотрудников, безналичным продажам. Менеджер по работе с корпоративными клиентами – Дежина Дарья. По всем вопросам можно проконсультироваться по доб. 310.

«Торговый зал – торговый процесс»

Самое главное качество продавца в декабре – скорость работы. Быстро принимать товар, быстро выставлять на полки, быстро наводить порядок, быстро находить на складе или в накопителях. Скорость и точность. Ошибки приведут к конфликтам. Покупатели будут постоянно спрашивать: «Девушка, а покажите мне это! А мне такого же мишку найдите? Нет, лучше 10 сразу!?» И важно, чтобы каждый продавец знал, где лежит то, что интересует покупателя. Что можно сделать?

  • Можно закрепить за каждой зоной (а магазины у нас, как вы знаете, разделены по эмоциональным зонам), определенного продавца.
  • Одной из таких территорий можно сделать входную группу. Продавец здоровается с входящими покупателями, помогает сориентироваться – где какой товар посмотреть. И в то же время смотрит, кто выходит, работает на предотвращение «покупательской забывчивости».
  • Можно ввести за правило утренние и вечерние пятиминутки, с утра – распределение работы, дать нужный настрой, поставить планы. Вечером – похвалить – поругать, подвести итоги работы дня – план-факт.
  • Можно у касс поставить специальные столики для уже отобранного покупателями товара.
  • В этом году в каждый магазин пришли специальные корзинки, с которыми покупатели могут идти по залу и набирать подарки. Где будет им место в вашем магазине?
  • Можно организовать ежеутреннюю проверку витрины – что вчера с нее купили? Что сегодня меняем?
  • Можно взять специально обученного человека для работы на складе. Особенно если он у вас большой и отдельный (скажем, на другом этаже) и продумать систему работы со складом
  • Можно повесить на дверь склада специальный лист, на котором продавцы будут писать заказы, а кладовщик будет их выполнять, находить и выносить в зал.
  • Или же второй вариант, более технически удобный - это когда в магазинах у продавцов, есть рация и можно заказывать поиск товара на складе по ней.
  • Можно ускорить процедуру приема товара за счет установки на складе дополнительного ноутбука со сканером штрих-кодов. Важно, чтобы он был связан с базой главной кассы.
  • Можно даже в зале установить специальные электронные киоски со сканерами штрих-кодов – покупатель берет товар и подносит к нему – и на экране видит – полное название и цены товара. Только пока что это дорогое удовольствие для нас. Но проблему с ценниками можно решить, распечатывая в электронном виде тнт и цены на специальной бумаге, которая потом снимается, не оставляя клея на подарке.

Проверили готовность к пику продаж своего магазина? Можно перевыполнять планы!

Новогодние праздники вся компания работает!

Единственный выходной в рознице бывает 1 января и то – не у всех магазинов. В декабре нам не до фуршетов и боулингов. Тем не менее, не забывайте о празднике и создании соответствующего настроения своих сотрудников!

С наступающим всех!)

Если у Вас возник вопрос, напишите мне.

1000 Осталось символов
security image